Особенности управления проектами в строительстве

03.05.23
8 минут
Содержание

Управление проектами в строительстве — это контроль сроков, объемов, соответствия проектному плану. Эти моменты нужно проследить еще на этапе предпроектной подготовки, чтобы найти решения проблем уже в начале, а не столкнуться с ними в разгар строительных работ. Управление проектами исключает нарушения при возведении объекта, уменьшает риски удорожания и помогает экономить время и деньги.

Задачи и цели управления проектами в строительстве

Соблюдать сроки. Вы определите четкие сроки этапов строительства и проконтролируете скорость выполнения.

Оптимизировать процессы, экономить время и деньги. Вы проконтролируете процессы поставок и документооборот. У вас не будет простоя из-за забытого акта или договора.

Контролировать качество и объемы работ. Вы можете проверять подрядчиков в процессе работы и сразу указывать на недочеты.

Мониторить строительные процессы и финансовые потоки. Поможет вам контролировать ситуацию на стройке, и в любой момент проверить соответствует ли стоимость смете.

Улучшить коммуникации между участниками проекта. Все задачи хранятся на одной платформе. Там же можно распределять зоны ответственности, отчитываться по выполненным заданиям.

Быстро решать проблемы. Вы сможете оперативно выявить слабые места в работе и оперативно их решить.

Контролировать безопасность. Поможет снизить риски для жизни и здоровья работников на объекте.

Оценить влияние на окружающую среду. Вы проанализируете результаты и сможете снизить негативное воздействие на природу. Например, если это возможно, отказаться от полной вырубки деревьев.

Решение этих задач поможет достичь главной цели — возвести объект качественно, в срок и в рамках сметы. Процесс управления подразумевает, что одна глобальная цель не ставится — ее делят и рассматривают с разных сторон.

Виды строительства

В строительных работах выделяют следующие виды:

  • строительство нового объекта;
  • капитальный или текущий ремонт;
  • реконструкция или реновация.

Кроме этого, выделяют следующие работы:

  • благоустройство территорий;
  • строительство дорог и различных магистралей, мостов;
  • демонтаж зданий и прочие работы.

Есть и другие виды классификации, которые зависят от:

  • формы собственности (государственные, коммерческие);
  • типа (промышленные, жилищно-гражданские, транспортные);
  • сектора (жилые, нежилые);
  • этажности (малоэтажные, высотные).

Классификация может быть разной и основываться на нормативных документах и практике строительной компании.

Этапы строительного объекта

Последовательность этапов строительного объекта называется его жизненным циклом. Он считается от идеи проекта до торжественного открытия объекта. Каждый проект проходит через пять стандартных этапов, а некоторые из них протекают параллельно.

Эти стадии, в зависимости от конкретного проекта, можно дополнять. Если необходимо выделить задачу отдельно, например, произвести закупки, добавляют еще один этап.

Инициация

Это подготовительный этап, который иногда ошибочно путают с планированием. На нем создают описание проекта и техническое задание, формируют список ключевых партнеров. На этом этапе составляют экономическое обоснование и утверждают проект.

Каким будет документ об экономическом обосновании — зависит от требований инвестора. Но есть основные пункты:

  • описание на рынке или отрасли;
  • график этапов строительства и их сроки;
  • доходы и расходы в месяц до начала окупаемости и после (на несколько лет)
  • ежемесячный график поступления финансов до выхода на окупаемость и после (срок 2-3 года);
  • пояснения к расчетам.

Уже на этом этапе встает вопрос о привлечении инвестиций. Бизнесу дешевле и проще привлечь денежные средства частных инвесторов, чем через банковские кредиты и облигации. Но для этого компании будет необходимо организовывать инвестиционный отдел и выстраивать все бизнес-процессы по работе с частными инвесторами, закладывать расходы на команду инвестиционного отдела и маркетинг.

Гораздо удобнее стать заемщиком на инвестиционной платформе, например, ТаланИнвест. На ней встречаются застройщик, который хочет собрать денежные средства на проект и инвестор, который хочет получить определенный доход. Заемщик сам определяет необходимый объем инвестиций. Если инвестиционное предложение привлекательное, то собрать весь объем инвестиций получится быстро.

Планирование

На стадии планирования необходимо не только составить смету и определить сроки сдачи, но продумать множество факторов. Например:

  • определить последовательность работ;
  • выбрать технологии;
  • оценить, есть ли риски выйти из бюджета;
  • наладить логистику.

Все эти моменты включают в подробный план и демонстрируют остальным участникам команды. Начинать стройку без этого этапа нельзя: отсутствие четкого плана приводит к финансовым потерям и срывам сроков.

Исполнение

Во время этого этапа план реализуют в жизнь. Постепенно, одну за другой, выполняют задачи: заливку фундамента, возведение стен, установку перекрытий. Работы на строительной площадке — это всегда риски. Подрядчики могут срывать сроки, техника — выйти из строя, а материалы — подорожать, поэтому необходим постоянный контроль.

Этот этап начинают с собрания, на котором обсуждают вопросы управления процессом, коммуникации команды и качество. Команда управления строительным проектом покупает материалы, ищет подрядчиков и еще раз анализирует все риски. Только после этого можно запускать строителей и рабочую технику на строительную площадку.

Контроль

Контроль и исполнение часто проводят одновременно. Пока идут строительные работы, менеджер наблюдает за их ходом, сверяет смету, анализирует сроки. Такой подход позволяет сохранить гибкость управления, т.к. иногда могут понадобиться корректировки плана. Постоянный мониторинг поможет оперативно внести изменения в планы, которые не повлияют на сроки и качество строительных работ.

Чтобы получать актуальную информацию о ходе работ, необходимо проводить регулярные собрания — планерки. Но слишком часто это делать невозможно из-за большого количества задач и плотного графика. Поэтому лучший вариант — это сочетание планерок и программ для автоматизации. В них можно отследить не только саму задачу, но и узнать, на какой стадии она находится. Руководитель проекта сможет получать данные удаленно в любое время, для этого не нужно звонить сотрудникам или назначать встречи с подрядчиками.

Завершение

Завершение проекта подразумевает, что все строительные работы закончены. На этом этапе собирают и проверяют документацию, вводят объект в эксплуатацию. Начинают подготовку к дальнейшим работам, например, благоустройству территории. Это ответственный период, и сдачу объекта заказчику контролируют не меньше, чем сам строительный процесс.

Команда управления

На период работы с проектом создают команду управления. В нее могут входить отдельные специалисты, группы или организации, которые участвуют в процессе строительства. Они ставят цели, определяют стратегию, оценивают работу и риски.

Управлять командой может один человек или несколько:

Собственник. Финансирует проект и принимает стратегические решения.

Генеральный подрядчик. Руководит всеми строительными процессами на площадке и при необходимости нанимает субподрядчиков.

Менеджер. Контролирует строительные работы и обеспечивает эффективную коммуникацию внутри проекта.

Системы управления

Грамотная организация помогает не только контролировать ход строительства, но и сокращает его сроки. Рассмотрим, как менялись системы управления и принципы их работы в наше время.

Традиционные

Такую систему управления строительными объектами еще называют устаревшей. Понятие сформировалось в середине 20 века. Тогда оно в основном затрагивало только ключевые строительные проекты и оборонные программы. Использовали ручное управление, а всю информацию хранили на бумаге, поэтому корректировки и согласования занимали много времени.
В 60-х управление строительными объектами начали рассматривать в качестве основного подхода. В процессы управления стали внедрять электронно-вычислительные машины для решения рутинных задач. А уже в 90-е появились первые программные обеспечения.

Современные

Сегодня управление проектами в строительстве можно автоматизировать. Существует множество программ, чтобы быстро и качественно контролировать исполнителей, отслеживать сроки и оперативно решать проблемы. В них создают задания, назначают исполнителей, планируют нагрузку, обмениваются файлами. Подрядчик даже сам может отмечать готовые задачи, если вы дадите ему доступ к его проекту.

Сама модель управления практически не изменилась, но современные средства делают ее намного эффективней.

Инструменты для автоматизации

Чтобы облегчить себе работу, даже небольшие компании все чаще внедряют автоматизацию. Это помогает своевременно получать информацию о выполненных задачах, контролировать сроки и подрядчиков. Есть два вида сервисов: универсальные и специализированные.

Универсальные

Универсальные программы обладают широким функционалом и хранят все данные об объекте на одной платформе. Не нужно устанавливать дополнительные ПО, например, для документооборота или планирования. Эти функции уже есть. Не придется заходить в разные программы, поэтому риски что-то упустить уменьшаются.

При выборе универсального инструмента обратите внимание на следующее:

Бесплатный тестовый период. Так вы сможете понять, насколько программа вам подходит.

Настройки программного обеспечения. Они должны быть простыми, а если возникнут сложности — предусмотрена помощь от разработчика при установке.

Функция создания шаблонов. Если вы продлеваете договор с подрядчиком каждый месяц, используйте шаблон. Работа с документами станет быстрее и проще.

Возможность апгрейда. Обновление расширит функционал и подстроит их под ваши запросы.

Оповещение о сообщениях. Уведомления помогут избежать срывов и переносов срока.

К универсальным программам относят PlanRadar, БИТ.Строительство 365, 1С:ERP Управление строительной организацией 2 и многие другие.

Специализированные

У узкоспециализированных программ есть главное преимущество — погружение в конкретную тему. Так, например, сервис GanttPro удобен для планирования. Можно обозначать задачи для подрядчиков и следить за сроками. А инструмент ServiceCloud направлен на управление финансами и бухгалтерией.

Но такая привязка к определенной сфере уменьшает общий функционал, поэтому некоторые задачи выполнить не получится. Например, в программе для документооборота нет возможности отслеживать сроки исполнения работ. Придется устанавливать дополнительные программы, что менее удобно.

Возможные трудности

Автоматизация управления строительными объектами значительно упрощает процессы. Но иногда строительные компании предпочитают традиционные системы. Причины следующие:

Дополнительные затраты. Большинство программных обеспечений требует подходящего оборудования, наличие небольшой IT-структуры, обучения персонала, техподдержку. Для этого нужны время, финансирование, также необходимо приобрести и само ПО.

Сложный интерфейс. Чтобы работать с узконаправленными системами, автоматизации нужно пройти обучение. У них довольно непростой интерфейс, и разобраться самому не получится.

Застройщики не хотят тратить на это время, им нужен простой в использовании инструмент.

Стандартный функционал. Программное обеспечение не может подстраиваться под размеры бизнеса. Так, например, маленькой компании не нужен весь функционал, и покупка ПО будет слишком дорогой. А для крупной — может не хватить возможностей, придется докупать дополнительные программы.

Главное: что такое управление проектами в строительстве

  • Управление проектами в строительстве — процесс, который охватывает все этапы. От момента задумки проекта до подписания акта приема-передачи. Каждую стадию строительства тщательно отслеживают, а этапы контроля и исполнения ведут параллельно.
  • Команду управления необходимо составлять из разных специалистов и подрядчиков. Совместные знания и опыт помогут правильно определить цели, обозначить стратегию и оценить риски.
  • Автоматизация процессов выявляет недочеты еще в начале строительства, контролирует сроки и финансы. Какое ПО выбрать — универсальное или специализированное, зависит от потребности и возможности компании.
  • Управление строительными объектами с помощью автоматизации требует дополнительных расходов, времени и желания обучаться. Поэтому ее применяют не все компании.
Подпишитесь на наши рассылки!

    Ещё по теме
    10.05.23
    7 минут
    Портрет заемщика на краудплатформах
    новичок
    Теги “новичок”, “уверенный”, “эксперт” указывают на уровень сложности содержания статьи
    10.05.23
    5 минут
    Как устроен рынок краудфандинга в России
    новичок
    Теги “новичок”, “уверенный”, “эксперт” указывают на уровень сложности содержания статьи
    10.05.23
    7 минут
    Что такое краудфандинг и как он работает
    новичок
    Теги “новичок”, “уверенный”, “эксперт” указывают на уровень сложности содержания статьи
    03.05.23
    11 минут
    Как начать инвестировать: пошаговая инструкция
    новичок
    Теги “новичок”, “уверенный”, “эксперт” указывают на уровень сложности содержания статьи
    03.05.23
    9 минут
    ТаланИнвест: что это за платформа и как с ней работать
    новичок
    Теги “новичок”, “уверенный”, “эксперт” указывают на уровень сложности содержания статьи
    03.05.23
    7 минут
    История развития краудфандинга в России и мире
    новичок
    Теги “новичок”, “уверенный”, “эксперт” указывают на уровень сложности содержания статьи
    Добавить комментарий