Что такое рыночная капитализация и как ее рассчитать

08.02.24
7 минут
Содержание

Эксперты и СМИ часто сравнивают компании по их капитализации. Рассказываем, что такое рыночная капитализация и как она может быть полезна инвестору.

Что такое рыночная капитализация

Рыночная капитализация акционерного общества складывается из общей стоимости его акций в текущий момент. Простыми словами, это сумма денег, которая позволит скупить все акции компании по рыночной цене и стать ее единоличным владельцем.

Формула рыночной капитализации

Значения рыночной капитализации российских компаний можно посмотреть на сайте Московской биржи или на агрегаторах данных для инвесторов.

Но несложно рассчитать капитализацию и самостоятельно. Для этого количество акций в обращении нужно умножить на цену одной акции в текущий момент.

Рыночная капитализация компании = Количество акций в обращении Цена акции

Если у компании есть обычные и привилегированные акции, то количество акций каждого типа умножают на цену отдельно, а затем складывают. Количество обыкновенных и привилегированных акций в обращении можно узнать из баланса компании.

Пример расчета капитализации

Количество акций Сбербанка в обращении есть на сайте компании в разделе для инвесторов. Это 21 586 948 000 обыкновенных акций и 1 миллиард привилегированных. 19 января 2024 года торги на Московской бирже закрылись с ценой 275,09 рубля за обыкновенную акцию и 275,55 за привилегированную.

Обыкновенные Привилегированные
Количество акций в обращении, шт. 21 586 948 000 1 000 000 000
Цена одной акции 19.01.2024, руб. 275,09 275,55
Итого стоимость акций в обращении, трлн рублей 5,94 0,28
Капитализация, трлн рублей 6,21

Чтобы узнать капитализацию, умножим количество и цену акций каждого вида и сложим результаты:

21 586 948 000 ✕ 275,09 + 1 000 000 000 ✕ 275,55 = 6 213 903 525 320 рублей, или 6,21 триллиона рублей.

Зачем инвестору знать капитализацию

Знание капитализации может помочь инвестору, который выбирает между несколькими аналогичными компаниями, принять решение. Значение капитализации используют для расчета мультипликаторов. Это показатели, которые рассчитываются как соотношение капитализации и других показателей бизнеса.

«Капитализации и собственного капитала в финансовой отчетности компании, логическим аналогом которого является показатель P/BV (Price to Book Value. Это отношение цены акции к балансовой стоимости собственного капитала, приходящейся на одну акцию. Последняя рассчитывается как активы компании (часто за вычетом нематериальных активов) минус обязательства и деленные на количество акций. Говоря очень упрощенно, это ответ на вопрос о соотношении, цены акции с суммой, которую акционер получил бы в случае немедленного банкротства компании.

Капитализации и чистой прибыли это соотношение близко по смыслу к показателю P/E (Price-to-Earnings). Это отношение цены акции к чистой прибыли на одну акцию, и в какой-то мере ответ на вопрос о том, за сколько лет инвестор окупит свои вложения, оставаясь акционером данной компании. Высокие значения P/E могут говорить как о переоцененности акций, так и о справедливом оптимизме рынка относительно будущих прибылей. Но показатель нет смысла рассчитывать для убыточных компаний.

Капитализации и выручки, аналогом которой является показатель P/S (Price-to-Sales). Это отношение рыночной цены акции к выручке на одну акцию, а сам показатель может выступать и “вынужденным” аналогом P/E для убыточных компаний в случае, когда у компании прибыли нет… Но есть хотя бы выручка, которую можно сопоставить с ценой акции. При прочих равных условиях выгоднее покупать акции недооцененных компаний, поэтому чем меньше мультипликатор, тем лучше. Но сравнивать P/S нужно у компаний из одной отрасли, потому что сфера деятельности часто определяет масштаб выручки.

Отмечу особо, что, работая с любыми мультипликаторами, включающими в себя показатели из бухгалтерской отчетности, следует уделять особое внимание проверке и качества, и достоверности этой отчетности особенно в случае значимой доли акций компании в инвестиционном портфеле».

Константин Зусманович, управляющий партнер

Financial Mechanics | Механика Финансов

Мультипликаторы показывают, насколько компания переоценена или недооценена рынком на данный момент. Как правило, инвесторы стремятся выбрать акции недооцененных компаний. В теории, в будущем они должны расти в цене.

А с точки зрения владельцев акций, чем выше капитализация — тем лучше. Вместе с ней растет и стоимость его доли. Но курс акций переоцененной компании может в будущем снизиться.

«Не стоит принимать решение об инвестировании, основываясь только на значении капитализации и мультипликаторов. Лучше анализировать причины, по которым показатели аналогичных компаний могут различаться только с учетом их полного понимания можно выносить взвешенные решения о недооцененности или переоцененности акций конкретной компании».

Константин Зусманович, управляющий партнер

Financial Mechanics | Механика Финансов

Чтобы оптимизировать совокупный риск инвестиционного портфеля, добавьте в него акции компаний из разных отраслей. Кроме того, инвестировать можно не только в акции, но и давая деньги в долг компании. Инвестиционная платформа ТаланИнвест специализируется на сборе инвестиций для российских застройщиков. Доходность составляет до 20% годовых.

От чего зависит капитализация

Капитализация компании, как и рыночная цена любого объекта, формируется под влиянием спроса и предложения. Когда инвесторы заинтересованы акциями компании и начинают покупать их в большем объеме, растет курс акций. Вместе с ним повышается капитализация. И наоборот: когда инвесторы не предъявляют спрос, цена акций и капитализация снижаются.

Если инвесторы настолько не заинтересованы в компании, что стремятся избавиться от акций, на рынке увеличивается их предложение. Кроме того, влиять на количество акций в обращении может сама компания. Она может увеличить его, выпустив дополнительные акции или с помощью дробления акций в обращении. Иногда компания выкупает часть акций, таким образом сокращая их количество на рынке.

Факторы, под влиянием которых складываются спрос и предложения, разнообразны. Рассмотрим некоторые из них.

Макроэкономическая ситуация. Если в стране, где работает компания, падает покупательная способность населения, спрос на ее продукцию может снизиться. Это приводит к снижению ожидаемой выручки и чистой прибыли компании. Инвесторы, которые стремятся получить дивиденды, не будут покупать акции. Их цена и капитализация компании снизится.

Геополитическая обстановка. Выручка, чистая прибыль и способность выплачивать дивиденды зависят и от того, какие внешние рынки доступны компании.

«Газпром показывал неплохие результаты в начале 2022 года, что сопровождалось равномерным и закономерным ростом стоимости акций. Однако высокая капитализация не была достаточным аргументом в пользу покупки акций Газпрома. Санкции повлияли на сбыт на европейском рынке, и способность компании обеспечивать продажи в достаточном объеме была под вопросом».

Владислав Сухомлин, партнер BOKS Consulting

Научно-технический прогресс. Стоимость акций компании может снижаться, если на рынке появляются конкуренты, которые более эффективно удовлетворяют потребности пользователей. Потребители и инвесторы переключают внимание на новые развивающиеся компании. И наоборот, интерес инвесторов и курс акций растут, когда компания предлагает инновационный продукт.

Другие факторы. Они могут быть напрямую не связаны со способностью компании приносить доход, но влияют на восприятие компании инвесторами. Это, например, сила бренда, имидж компании или его руководства.

«Рыночная капитализация компании Tesla в 2020 году многократно превысила ее справедливую стоимость. Но падения стоимости акций не последовало — во многом благодаря личному бренду CEO компании Илона Маска».

Владислав Сухомлин, партнер BOKS Consulting

Виды компаний по уровню рыночной капитализации

В зависимости от суммы выделяют компании высокой, средней и низкой капитализации, микро- и нанокапитализации.

Высокой капитализацией (Large Cap) считается сумма 10 и более миллиардов долларов. Такая капитализация у компаний Apple, Microsoft, Alphabet (Google), Роснефть, Сбербанк, Лукойл и Газпром.

Средней капитализацией (Mid Cap) обладают компании стоимостью от 2 до 10 миллиардов долларов. Это Яндекс, Магнит, ВТБ, Ростелеком, Транснефть.

Низкой капитализацией (Small Cap) характеризуют компании, чья стоимость акций ниже 2 миллиардов, но выше 300 миллионов: М.Видео-Эльдорадо, ЦИАН, Аэрофлот, КАМАЗ.

Микрокапитализация (Micro Cap) — это стоимость от 50 до 300 миллионов долларов. К компаниям с микрокапитализацией можно отнести Таттелеком, СПб Биржу, НПО Наука.

Нанокапитализация (Nano Cap) — до 50 миллионов долларов. Такая капитализация у завода НЕФАЗ и Центрального телеграфа.

Коротко о главном

  • Рыночная капитализация — это суммарная стоимость акций компании в данный момент.
  • Чтобы узнать величину рыночной капитализации, нужно количество акций в обращении умножить на цену одной акции.
  • Инвестору лучше купить акции компании, которая в данный момент недооценена на рынке. Владельцу пакета акций выгодно, когда капитализация компании растет.
  • Рыночная капитализация со временем растет или снижается из-за макроэкономических, геополитических факторов, научно-технического прогресса и силы бренда. Они влияют на интерес потребителей к продукции компании, а инвесторов — к ее акциям.
  • Принимая решение о покупке акций компании, нельзя полагаться только на капитализацию и мультипликаторы, рассчитанные на ее основе. Показатели компании и факторы, которые на них влияют, нужно рассматривать в комплексе, сравнивать аналогичные компании.

Материал носит информационный характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.

Инвестиционная платформа ТаланИнвест по адресу: https://talaninvest.ru/

ООО «ТаланИнвест» ИНН 1841096768, ОГРН 1201800024480. Заключение с использованием инвестиционной платформы договоров, по которым привлекаются инвестиции, является высокорискованным и может привести к потере инвестиций в полном объеме.

Подпишитесь на наши рассылки!

    Добавить комментарий